Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: варианты обучения

В Интернете можно найти множество предложений насчёт записи на подготовительные курсы ЕГЭ, но можно ли быть уверенным, что, например, вот эти конкретные спецкурсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку — наилучший выбор из всех возможных? Рассмотрим некоторые общие критерии оценки, которые могут быть полезны читателю при подобном выборе.

Специфика дисциплины

В отличие от какой-нибудь математики или химии, русский язык можно смело отнести к предметам «описательного» плана, поскольку ученику приходится запоминать большой массив слабо связанной, плохо структурируемой информации, сугубо эмпирических правил и множественных исключений из этих правил. Для облегчения этого процесса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку весьма распространено использование разнообразных мнемоник: от «Иван Родионович, дайте вашу трубку покурить» до коротеньких четверостиший типа «видеть, слышать и обидеть…» Однако сколько удачных мнемоник сможет вспомнить читатель этих строк? В самом лучшем случае это будут несколько десятков зарифмованных правил, которых явно недостаточно для восприятия материала всего курса. Если какой-то принципиальный выход из подобной ситуации?

Как работает наша память?

Давно известно, что любая информация запоминается нашим мозгом тем лучше, чем большее количество ассоциативных связей при этом она образует. Радикально улучшить процесс запоминания можно, если явным образом взять процесс генерации ассоциаций в свои руки. Подобные мнемонические техники давно опробованы и широко используются на практике так называемыми «ментальными атлетами» — особыми людьми, постоянно соревнующимися в скоростном запоминании случайных последовательностей: наборов слов, многозначных чисел, игральных карт и тому подобного. Примечательно, что используемые «ментальными атлетами» техники запоминания хорошо документированы и их азами может овладеть человек без каких-либо выдающихся способностей.

Научиться этим ментальным техникам можно как самостоятельно (по доступным в Сети видеокурсамили же печатным самоучителям), так и на очных спецкурсах — под руководством опытного тренера-наставника. В ряде случаев эти техники уже успешно используются преподавателями на подготовительных курсах ЕГЭ — и достигнутый результат впечатляет. Поэтому из имеющихся предложений по подготовке к ЕГЭ необходимо выбирать те, где в программу уже включено изучение ассоциативных техник запоминания — либо перед записью на курсы изучить азы подобных техник самостоятельно. Такой подход резко сокращает время на подготовку и практически гарантирует хорошие результаты.